Коммерческий директор Департамента по развитию бюджетных продаж «ФК Гранд Капитал» Лидия Наркайтис: льготы со стороны государства в текущих рыночных условиях необходимы не только производителям лекарственных средств и медизделий, но и крупным поставщикам. Интервью для Telegram канала «Право на здоровье».
«За последние годы условия работы на фармацевтическом рынке стали еще жестче. В значительной степени это связано с текущими банковскими ставками, которые делают процесс кредитования для компаний всё более затруднительным. В сложившейся ситуации фармацевтические дистрибьюторы склонны отложить планы по расширению. Для развития необходимо привлекать инвестиции, а это в текущих условиях очень дорого, и окупить их становится практически нереально.
Мы видим, что небольшим компаниям на рынке становится все сложнее, и вероятность того, что выживут только крупнейшие, очень высока. Однако нынешние финансовые условия таковы, что даже крупным игрокам теперь необходима поддержка со стороны государства.
Это, в свою очередь, важно и для государства — сохранить возможность работать на рынке (в первую очередь, бюджетном) с проверенными и надежными поставщиками.
Сейчас происходит много дискуссий, и принимается большое количество мер для отечественных фармпроизводителей, это нужно и важно. Однако производители напрямую препараты практически не поставляют — так или иначе в сфере лекарственного обеспечения задействуется дистрибьюторское звено. И если мы говорим о широкой доступности лекарств для населения, речь неизбежно идет о крупных поставщиках.
Важно, что эти меры нужны не только для поддержки отдельных компаний, но и для развития рынка в целом — если мы хотим развивать фармрынок, и в том числе онлайн виды торговли, это в принципе возможно только при наличии крупных игроков. Небольшие компании просто не могут позволить себе таких инвестиций. При этом крупных поставщиков на бюджетном рынке сегодня не так много — чтобы он был устойчив, системообразующих компаний должно быть больше.
Какие меры поддержки здесь могут быть? В первую очередь льготные займы, минимальные ставки или банковские гарантии.
Можно также вспомнить историю с ДЛО в начале 2000-х — программой дополнительного лекарственного обеспечения, когда бюджетное лекобеспечение в регионах было фактически закреплено за пятью крупными дистрибьюторами. Вероятно, эта практика нуждается в переосмыслении — стоит подумать над тем, какие удачные решения можно было бы внедрить в текущих условиях.
Еще один важный момент в контексте преференций — это назревшая необходимость сделать бюджетный рынок дистрибуции более прозрачным. Если посмотреть на то, кто сегодня принимает участие в тендерах, мы увидим, что зачастую на рынке представлены компании, которые не имеют ни прямых контрактов с поставщиком, ни реальных возможностей поставить препараты. Это подтверждается аналитикой. Причем это характерно даже для ритейл-рынка. И здесь, вероятно, нужно разрабатывать критерии участия в торгах для дистрибьюторов.
Таким образом, чтобы фармрынок развивался, важно подходить к проблеме комплексно: предоставить преференции не только отечественным производителям, но и дистрибьюторам, разработать меры государственной поддержки системообразующих предприятий. Это обеспечит заинтересованность компаний в поставках, и своевременное обеспечение пациентов лекарственными препаратами в полном объеме».
Источник: https://t.me/right_to_health/2840