+7 495 258-34-28
Личный кабинет +7 495 258-34-28
К списку публикаций

В ходе интеграции важно грамотно распределять зоны ответственности

В ходе интеграции важно грамотно распределять зоны ответственности
5 ноября 2025

Заместитель генерального директора по управлению региональной сетью и продажами «ФК Гранд Капитал» Дмитрий Варакин для издания «Московские аптеки»

Консолидация — естественный процесс для низкомаржинального розничного аптечного рынка в целях сокращения затрат и увеличения доходов. Так, аптеки стремятся к укрупнению или объединению, чтобы усилить свою привлекательность для клиентов и партнеров. В свою очередь, дистрибуторы инвестируют как в развитие собственных сетей, так и в эксклюзивное партнерство со сторонними организациями, что позволяет им занять более устойчивую позицию на фармрынке.

Вертикальная интеграция «дистрибутор — аптечная сеть» повышает управляемость продаж в обоих звеньях цепочки. Это взаимовыгодно: оптовая компания обеспечивает выполнение обязательных объёмов поставок перед производителем, а розничная получает эксклюзивные условия и становится эталоном в реализации фокусных товаров. Кроме того, аптечная сеть может расширяться за счет клиентов дистрибутора.

При грамотном распределении зон ответственности такая интеграция экономически устойчива. Однако при неэффективной организации возникают риски, например, взаимная зависимость от ассортимента, которая препятствует его расширению, и ограничение сотрудничества с другими компаниями, что приводит к отклонению от рыночных условий и цен.

Еще один распространенный инструмент интеграции — онлайн-продажи лекарственных средств, который достиг стабильных объемов, однако гиперинтенсивного роста здесь ожидать не стоит. Существенным стимулом могло бы стать внедрение электронных рецептов, но сроки реализации этого проекта пока не определены. Что касается справочных и информационных сайтов, то они, на мой взгляд, развиваться не будут. Аптечные агрегаторы, напротив, могли бы наращивать объемы реализации за счет увеличения пользовательской аудитории. Для этого им необходимо вкладываться в рекламу, чего в настоящий момент не происходит. Тем не менее, именно агрегаторы могли бы считаться лучшими партнерами аптек, хотя работа с этими площадками требует высокой степени автоматизации и грамотного ценообразования.

Что касается непрофильных онлайн-площадок, то их ценовая политика вынуждает аптечные сети реализовывать лекарственные средства с низкой наценкой (10-15%). Это не покрывает издержек фармацевтической розницы. Однако именно аптеки обеспечивают широкий ассортимент и доступность лекарственных препаратов для широких слоев населения, что было бы невозможно без их участия.

Ссылка на материал: https://mosapteki.ru/material/v-xode-integracii-vazhno-gramotno-raspredelyat-zony-otvetstvennosti-32260

7 ноября 2025
По итогам девяти месяцев 2025 года компания «ФК Гранд Капитал» продемонстрировала стабильно высокие результаты деятельности: аналитики DSM Group включили «ФК Гранд Капитал» в четверку крупнейших фармацевтических дистрибьюторов страны.
30 октября 2025
РБК опубликовал очередной рейтинг «500 крупнейших компаний России» (РБК-500) по итогам 2024 года.